МАЙКОПСКАЯ И АДЫГЕЙСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XLII, С. 311-314
опубликовано: 17 ноября 2020г.

МАЙКОПСКАЯ И АДЫГЕЙСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание
Троицкий кафедральный собор в Майкопе. 1882–1889 гг. Фотография. 2009 г.Троицкий кафедральный собор в Майкопе. 1882–1889 гг. Фотография. 2009 г.

РПЦ, образована решением Синода от 26 февр. 1994 г. как Майкопская и Армавирская в составе Республики Адыгея, городов Армавир, Сочи, Горячий Ключ и 10 районов Краснодарского края; отделена от Краснодарской епархии (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия). С 28 дек. 2000 г. имеет современное название и границы, совпадающие с границами Адыгеи. Кафедральный город - Майкоп. Кафедральный собор - во имя Св. Троицы. Правящий архиерей - еп. Тихон (Лобковский). Епархия разделена на 7 благочиннических округов: 1-й и 2-й Майкопские, Даховский, Гиагинский, Адыгейский, Николаевский, Яблоновский. К кон. 2015 г. действовали 58 приходов и мон-рь, в клире состояли 73 священника и 13 диаконов. При ЕУ работают следующие отделы: миссионерский, по взаимодействию с органами власти, религ. образования и катехизации, по социальному служению, по реабилитации наркозависимых, по работе с воинскими частями, по взаимодействию с МВД, УВД и МЧС, по работе с казачеством, по работе с молодежью, по канонизации святых, по взаимодействию с прессой и телевидением, по взаимодействию с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний, по взаимодействию с Мин-вом здравоохранения Республики Адыгея, юридический.

История

В VI в. в регионе уже существовали епархии Фанагории и Зихии. Последняя в сер. VII в. объединила неск. епархий Северного и Сев.-Вост. Причерноморья, в т. ч. кафедру Никопсии, ставшую центром новой церковной области (большой епархии). С IX в. кафедра епископов Зихии находилась в Матрахе (Матархе, Таматархе, рус. Тмутаракань; ныне ст-ца Тамань Темрюкского р-на Краснодарского края). В XI в. проживавшие в Тмутаракани славяне в отличие от др. правосл. населения, окормляемого архиереями Зихии, в церковном отношении подчинялись Черниговской епархии (см. ст. Черниговская и Новгород-Северская епархия). В XII - 1-й пол. XIII в. адыги наряду с византийским влиянием испытывали влияние грузинского Православия. Включение земель Сев.-Зап. Кавказа в состав Золотой Орды в результате походов монголов 1-й пол. XIII в. негативно сказалось на местной церковной жизни. Тем не менее свидетельства о том, что жители региона продолжали исповедовать Православие, оставили путешественники XIII в. доминиканец Юлиан («О путешествии в страну приволжских венгерцев») и францисканец Гильом де Рубрук («Путешествие в восточные страны»), а также немецкий путешественник кон. XIV - 1-й пол. XV в. Иоганн Шильтбергер («Путешествие по Европе, Азии и Африке»). Архиереи Зихии упоминаются в источниках до XV в. В дальнейшем христианство у адыгов продолжало угасать, они обращались в ислам, что было связано с господством в регионе Османской империи и Крымского ханства. В правление царя Иоанна IV Васильевича адыгские князья принимали крещение и переходили на рус. службу, в их числе: Кудадек (Александр), Салтанук (Михаил, сын кн. Темрюка и брат царицы Марии), Сибок (Василий), Маашук (Иван). В 1559 г. в Москву прибыл адыгский посол, обратившийся к царю с просьбой, чтобы тот «дал бы им воеводу своего в Черкасы и велел бы их всех крестити» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 320). В февр. следующего года царь направил «в Черкасы» воеводу Д. И. Вишневецкого, а также адыгских князей на русской службе Ивана (Боашика) и Василия (Сибока) в сопровождении священников, повелев крестить адыгов и «промышляти над Крымским царем» (Там же. С. 324). Однако результаты работы этой миссии неизвестны.

В период присоединения к Российской империи Закубанья, завершившегося в 1864 г., земли Адыгеи были включены в Кавказскую епархию (с 1885 Ставропольская). В 1919-1994 гг. территория М. и А. е. относилась к Кубанской епархии (название последней неоднократно изменялось). В 1925-1927 гг. существовало Майкопское викариатство Кубанской епархии

.

В Майкопе, основанном в 1857 г. как крепость, активно велось храмовое строительство. Так, в 1872 г. на месте обветшавшей турлучной Никольской ц. (1-я церковь Майкопа, первоначально была храмом 76-го пехотного Кубанского полка) был построен Александро-Невский собор. В 1883 г. возведена деревянная Покровская ц. В 1882-1888 гг. шло строительство кирпичного Успенского собора на каменном фундаменте. В 1882 г. была заложена, а в 1889 г. освящена Троицкая ц. В 1910 г. построен Воскресенский храм на старом городском кладбище Майкопа. В 1878 г. была основана Закубанская Афонская во имя архангела Михаила мужская пустынь.

На рубеже XIX и XX вв. по инициативе Ставропольского епархиального комитета Православного миссионерского общества в адыгских аулах Майкопского отдела Кубанской обл. Адамий и Хатукай (ныне Красногвардейского р-на), Ульский и Джерокай (ныне Шовгеновского р-на), Ходзь, Блечепсин, Хачемзий, Кошехабль и Егерухай (ныне Кошехабльского р-на) были открыты рус. епархиальные школы грамоты. Миссионерская концепция комитета подразумевала начало христианизации адыгов через обучение их русскому языку. За 4 года (с 1899 по 1903) образование в этих школах получили 834 чел., из них 559 детей. Однако в целом результаты данной формы миссии были весьма скромными.

С приходом к власти большевиков начались репрессии против духовенства и верующих. В февр. 1927 г. в ст-це Абадзехской (ныне Майкопского р-на) прошел показательный судебный процесс над 7 насельниками закрытой Михайловской пуст., они были приговорены к различным срокам лишения свободы. После издания в том же году «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) викарный Майкопский еп. Варлаам (Лазаренко) разорвал церковное общение с ним и присоединился к сторонникам митр. Иосифа (Петровых; см. ст. Иосифлянство). Еп. Варлаам жил на нелегальном положении, окормляя иосифлян в т. ч. и на территории М. и А. е. В 1929 г. он был арестован, вскоре бежал в Ср. Азию. В нач. 1930 г. властями было сфабриковано групповое «дело тайных общин на Северном Кавказе во главе с епископом Варлаамом (Лазаренко)». Архиерей был арестован в Ср. Азии и расстрелян в том же году в Майкопе. Были также казнены проходившие с ним по одному делу двое бывших насельников Михайловской пуст. (входили в число осужденных на процессе 1927 г.) архим. Моисей (Астахов), иером. Петр (Базыкин) и еще 49 чел.

В 20-х гг. XX в. был закрыт Александро-Невский собор. В 30-х гг. уничтожены Покровская ц. и Успенский собор, на месте к-рого в 1940 г. был построен Учительский ин-т, впосл. преобразованный в Адыгейский гос. ун-т. В 1937 г. закрыт Троицкий храм. К 30-м гг. XX в. 1/4 часть построек Михайловской пуст. была разрушена.

Во время Великой Отечественной войны на оккупированной в 1942-1943 гг. территории Адыгеи были открыты многие храмы, в т. ч. майкопский Троицкий (1943). В 1946 г. взорван Успенский собор Михайловской пуст. В 1948 г. верующие жители Майкопа и его окрестностей, в т. ч. монахини закрытых мон-рей других регионов, безуспешно ходатайствовали о возвращении Церкви этой обители.

По данным на 1950 г., в населенных пунктах Адыгеи, за исключением столицы, действовали 8 церквей и молитвенных домов: в станицах Гиагинской, Дондуковской, Келермесской и с. Сергиевском (Гиагинского р-на), в станицах Абадзехской и Кужорской (Майкопского р-на), в ст-це Ханской (ныне входит в городской округ Майкоп), а также в с. Натырбове (Кошехабльского р-на). При этом каменная церковь имелась только в ст-це Дондуковской, в остальных поселениях храмы и молитвенные дома были деревянными либо саманными. В Майкопе тогда же действовали Троицкая, Воскресенская, Александро-Невская и Никольская церкви. К 70-м гг. XX в. в Адыгее открытыми оставались лишь 4 храма: 2 в Майкопе (Троицкий и Воскресенский) и по одному в с. Натырбове и в ст-це Гиагинской. В сер. 80-х гг. XX в. был снесен майкопский Александро-Невский собор, на его месте построен военный комиссариат.

28 марта 1991 г. в границах Адыгейской автономной обл. было образовано Майкопское благочиние Краснодарской епархии. К 1 янв. 1994 г. в Адыгее насчитывалось 12 приходов. С 1992 г. верующие ходатайствовали о возвращении Церкви Михайловской пуст.; добиться передачи всех построек Церкви удалось только в 2003 г.

26 февр. 1994 г. Синод заслушал рапорт Кубанского архиеп. Исидора (Кириченко; ныне митрополит) с предложением разделить вверенную ему епархию на 2 самостоятельные. В тот же день была образована Майкопская и Армавирская епархия, в которую вошли Республика Адыгея, города Армавир, Сочи, Горячий Ключ с подчиненными их горсоветам прилегающими территориями, а также Новокубанский, Гулькевичский, Успенский, Лабинский, Отрадненский, Курганинский, Мостовский, Белореченский, Апшеронский и Туапсинский районы Краснодарского края. Майкопским архиереем был назначен архиеп. бывш. Дмитровский Александр (Тимофеев). Статусом кафедрального собора наделена майкопская Троицкая ц. 5 окт. того же года 3 прихода Московского Патриархата в Армении (Покровский в Ереване, Богородице-Рождественский в Ванадзоре и святых Кирика и Иулитты в с. Димитров Арташатского р-на (ныне Араратской обл.)) были отнесены к юрисдикции Майкопской епархии.

17 июля 1995 г. архиеп. Александр был переведен на Саратовскую кафедру, а на его место назначен Дмитровский еп. Филарет (Карагодин; ныне архиепископ). 26 апр. 1996 г. в ходе визита на Сев. Кавказ и в Закавказье патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Майкоп. В городе состоялась закладка Успенского собора, предстоятель РПЦ освятил закладной камень и крест на месте строительства. Однако впосл. по причине финансовых затруднений работы были заморожены, а рядом построили небольшой храм во имя арх. Михаила. В 1998 г. в Майкопе начала действовать правосл. гимназия во имя прп. Сергия Радонежского.

28 дек. 2000 г. еп. Филарет был переведен на Пензенскую кафедру, а приходы на территории Краснодарского края, входившие в Майкопскую и Армавирскую епархию, переданы Краснодарской епархии. Майкопским архиереем был назначен викарий Смоленской епархии Балтийский еп. Пантелеимон (Кутовой; с 25 февр. 2005 архиепископ, ныне митрополит); епархия получила современное название. Вероятно, тогда же Краснодарской епархии были переданы приходы в Армении.

Постановлением Синода от 27 мая 2009 г. архиеп. Пантелеимон был перемещен на Орловскую кафедру, а на Майкопскую назначен викарий Екатеринодарской епархии Ейский еп. Тихон.

С кон. 2000 по кон. 2015 г. в М. и А. е. были открыты более 20 приходов, число священнослужителей увеличилось более чем в 2 раза (с 42 до 86 чел.). В 2014 г. возобновилось строительство майкопского Успенского собора.

Архиереи

Архиеп. Александр (Тимофеев; 26 февр. 1994 - 17 июля 1995), еп. Филарет (Карагодин; ныне архиепископ, 17 июля 1995 - 28 дек. 2000), архиеп. Пантелеимон (Кутовой; ныне митрополит, 28 дек. 2000 - 27 мая 2009; до 25 февр. 2005 управлял епархией в сане епископа), еп. Тихон (Лобковский; с 27 мая 2009).

Монастырь

Действующий: Михайловская пуст. (мужская, близ пос. Победа Майкопского р-на; основана в 1878, закрыта в 20-х гг. XX в., возобновлена в 2001).

Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 620; Д. 1020; Д. 1021; Д. 1233; ГАСК. Ф. 135. Оп. 38. Д. 786; Оп. 39. Д. 391; Оп. 48. Д. 244; Оп. 49. Д. 228; Оп. 58. Д. 472; Оп. 62. Д. 830; Оп. 65. Д. 1870; Оп. 66. Д. 672; Оп. 68. Д. 308; Оп. 69. Д. 970; Оп. 72. Д. 1288; ГАКК. Ф. 252. Оп. 1. Д. 1328; Ф. 261. Оп. 1. Д. 846; Ф. 454. Оп. 4. Д. 149; Ф. 774. Оп. 2. Д. 80; Оп. 2. Д. 154; ГУНАРА. Ф. 77. Оп. 1л. Д. 2; Д. 7; Д. 8; Д. 14.
Ист.: О христианстве среди мусульман // Кавказские ЕВ. 1874. № 13. С. 428-433; Статистические сведения о Кавказской епархии за 1874 г. // Там же. 1875. № 8. С. 257-260; Мат-лы для истории Кавказской епархии // Там же. 1880. № 7. С. 232-239; № 8. С. 259-268; № 13. С. 423-430; Историческая записка: О христианстве на Сев. Кавказе // Ставропольские ЕВ. 1888. № 19. С. 774-799; ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. С. 259; Сперанский Я. Первая духовная школа на Сев. Кавказе: (Мат-лы для истории Ставропольской епархии) // Ставропольские ЕВ. 1907. № 1. С. 34-50; Народы Зап. Кавказа (по неизд. запискам природного бжедуга и князя Хаджимукова) // Кавказский сб. Тифлис, 1910. Т. 30. С. 19; Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европ. авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. С. 32-33, 36, 38, 47; Определения Свящ. Синода РПЦ // Офиц. хроника. 1994. № 1/3. С. 41; В Свящ. Синоде РПЦ // ЖМП. 1994. № 9/10. С. 5; 1995. № 6/8. С. 15; Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2001. № 2. С. 14-15; 2009. № 7. С. 13; Северный Кавказ: рос. теория и практика христианизации: Извлеч. из Ставропольских (Кавказских) ЕВ (1873-1917 гг.) / Сост.: Р. А. Остапенко. Майкоп, 2009.
Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского: В 10 т. СПб., 1852. Т. 8. С. 307; Сысоев В. М. Прп. Никон, игумен Киево-Печерский, угодник Тмутараканский (Таманский) // Изв. Об-ва любителей изучения Кубанской области. Екатеринодар, 1899. Вып. 1; Беляев И., прот. Русские миссии на окраинах: Ист.-этногр. очерк. СПб., 1900. С. 40; Дубровин Н. Ф. Черкесы (Адыге). Краснодар, 1927. С. 29. (Мат-лы для истории черкесского народа; 1); Зевакин Е. С., Пенчко Н. А. Очерки по истории генуэзских колоний на Зап. Кавказе в XIII и XV вв. // ИЗ. 1938. Т. 3. С. 72-129 (здесь: 52); Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа, сост. по преданиям кабардинцев. Нальчик, 19472, 1994; Кушева Е. Н. Политика Рус. гос-ва на Северном Кавказе в 1552-1572 гг. // ИЗ. 1950. Т. 34. С. 236-287 (здесь: 254); Алексеева Е. П. Мат-лы к древнейшей и средневек. истории адыгов (черкесов) // Тр. Черкесского НИИ. Черкесск, 1954. Вып. 2. С. 199-261 (здесь: 233); Афанасьев Г. Е. К вопросу об экон. связях раннесредневек. населения Кисловодской котловины - Малокарачаевского района (2-я пол. V - 1-я пол. VIII вв.) // Вопросы средневек. истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1979. С. 4-13 (здесь: 9-10); Гедеон (Докукин), митр. История христианства на Сев. Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992; Беляев С. А. История христианства на Руси до равноап. кн. Владимира и совр. ист. наука // Макарий. История РЦ. Кн. 1. С. 49; Гадло А. В. Этническая история Сев. Кавказа X-XIII вв. СПб., 1994. С. 94-96; Макарий. История РЦ. Кн. 1. С. 356; Никитин В. А. Пребывание Предстоятеля РПЦ на Сев. Кавказе и в Закавказье // ЖМП. 1996. № 8. С. 6-14; Дзамихов К. Х. Адыги в политике России на Кавказе (1550 - нач. 1770-х гг.). Нальчик, 2001. С. 60-61; Короленко П. П. Записки о черкесах // Русские авторы XIX в. о народах Центр. и Сев.-Зап. Кавказа. Нальчик, 2001. Т. 2. С. 171; Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003; Остапенко Р. А. Кавказская Лавра: расширение круга историогр. источников // Вопросы теории и методологии истории: Сб. науч. тр. Майкоп, 2007. Вып. 6. С. 67-72; он же. Монастырское строительство на Кубани (кон. XVIII - нач. XX вв.) // Мат-лы V Всерос. науч. конф. молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь»: 7-8 февр. 2008 г. Майкоп, 2008. Т. 3. С. 315-319; он же. Элементы христианства в культуре адыгов // Диалоги с прошлым: Ист. журн. Майкоп, 2008. № 5. С. 96-102; он же. К вопросу принятия христианства адыгами: док-ты архивного фонда свидетельствуют // Вопросы теории и методологии истории. 2009. Вып. 7. С. 100-108; он же. Школьное просвещение среди адыгов (1898-1903 гг.) как форма миссионерской деятельности правосл. Церкви // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2009. № 5. С. 103-104; он же. Религиозные верования адыгов (XIII - сер. XIX вв.): по сведениям европ. авторов // Там же. 2011. № 3. С. 36-38; он же. Правосл. миссия среди адыгов Северо-Западного Кавказа (1864-1917 гг.). Краснодар, 2012; Прокопий (Леонов), мон. История Св.-Михайло-Афонской Закубанской общежит. пустыни. Р.-н/Д., 2011; Бабич И. Л. Архивные мат-лы по правосл. жизни Адыгеи и Черкесии в 1940-1960-е гг. // Проблемы и перспективы исследования церк. истории Сев. Кавказа: Мат-лы IV Св.-Игнатиевских чтений. Ставрополь, 2012. Вып. 2. С. 3-21.
Р. А. Остапенко
Рубрики
Ключевые слова
См.также